Volvo FH
Огромный технологический скачек по сравнению с его аналогами из нулевых, и уж тем более из девяностых годов, чувствуется на расстоянии. К сожалению, увеличивается и расстояние, отделяющее отечественных перевозчиков от возможности эксплуатации таких машин в суровой российской действительности.
Создавая новые поколения грузовых автомобилей, производителям недостаточно просто установить иную трансмиссию, или кабину, и назвать обновленный автомобиль моделью нового поколения – хотя этим нередко «грешат» мировые автоконцерны. Модернизация должна коснуться всех основных узлов и агрегатов, чтобы автомобиль можно было по праву считать новым.
Именно такую всестороннюю модернизацию к 2013 году завершил концерн Volvo Trucks, представивший абсолютно новое поколение магистральных грузовиков Volvo FH, предыдущее поколение которого дебютировало в далеком 1993 году. Трудно сосчитать сколько раз с тех пор менялась внешность и «начинка» Volvo FH образца 1993 года, но по своей сути и в 2012 году конструкция его кабины не изменилась – обновления претерпевали лишь ее наружные и внутренние панели. Справедливости ради отметим, что за прошедшие двадцать лет в моторном отсеке Volvo появилась свежая серия двигателей, стали применяться новые КПП, трансмиссии, мосты…
Венцом этой постепенной модернизации стала абсолютно новая кабина, дающая нам право сказать, что Volvo FH 2013 года и Volvo FH 1993 года абсолютно разные машины, между которыми легла огромная техническая бездна.
Аналогичный прорыв Volvo совершала в 1993-1994 годах, при смене предшествовавшей FH долгоиграющей серии шоссейных грузовиков F, появившейся в середине шестидесятых годов с круглой бескапотной кабиной. В середине семидесятых ее сменяет одноименная серия, но уже с более прямоугольной кабиной, а в восьмидесятые F-серия и вовсе обзаведется угловатой кабиной.
Кстати, речь о кабинах идет не случайно – ведь это наиболее дорогостоящая и трудоемкая деталь при конструировании и производстве грузовика.
Кабина Volvo FH 2013 стальная, с широким применением высокопрочных видов стали, составляющих ее силовой каркас. Как и прежде, для магистральных перевозок она предлагается в трех исполнениях при одинаковой общей длине 222.5 см: внутренняя высота варианта Globetrotter — 196 см (раньше — 177 см), Globetrotter XL — 211 см (раньше — 195 см). И в целом объем вольвовских кабин по сравнению с прежними увеличился на целый кубометр, а вещевые отсеки стали больше на 300 литров. Моторный тоннель с пола никуда не делся, зато стал в два раза ниже.
В отличие от большинства конкурентов, форма передней части не оквадратилась, и передние стойки по-прежнему завалены назад, в целях улучшения аэродинамики. Сами стойки при увеличившейся прочности, стали тоньше, как и оригинальные кронштейны зеркал заднего вида.
В крыше, посередине, разместился аварийный люк внушительных размеров: 50х70 см.
Обсуждать дизайн – дело не благодарное. Отметим лишь, что бампер нового FH стал 3-составным, тогда как передняя облицовка кабины, напротив – целиковая, и в случае ее повреждения, замена влетит «в копеечку». Подножки, ведущие в салон, стали крупнее, а в верхнюю из них (скрытую под нижней кромкой двери) теперь убирается обувь.
Интерьер получился очень современным и стильным. Передняя панель не состоит из острых углов (как в новом Mercedes Actros), и не навевает тоску по ушедшим «девяностым» (как в DAF XF) – тут все по скандинавски строго, четко и лаконично. Широкий диапазон регулировки сиденья (в продольном направлении 24 см) и рулевой колонки (по углу наклона до 40 град.) позволяют устроиться за рулем как в легковом авто. Примечательна сложносочлененная рулевая колонка: отдельно регулируется высота, вылет колонки и угол наклона рулевого колеса.
Джойстик роботизированной коробки передач I-Shift остался на прежнем месте: справа от водительского сиденья, зато рычаг стояночного тормоза заменили небольшой клавишей.
На месте спальных кроватей могут быть установлены два полноценных кресла. Но такой вариант большая редкость, так как редкий владелец нового Volvo FH променяет две прекрасных кровати, нижняя из которых даже расширилась по сравнению с прежним поколением на 5.5 см. А ее подголовник, в качестве опции оснащается электроприводом.
Вообще, при наличии воображения и определенной суммы, Volvo можно дооснастить любыми атрибутами для непродолжительного автономного существования: это полноценный мультимедийный комплекс, микроволновки, холодильники, кофеварки и миниплиты, емкости для воды, дополнительные элементы комфорта и многое, многое другое.
По оснащенности различными помогающими и страхующими системами шведская новинка также на высоте. Тронуться без отката в гору поможет EBS, безопасную дистанцию будет поддерживать адаптивный круиз-контроль ACC, камеры и датчики проследят за нежелательным пересечением дорожной разметки, изменением освещенности и выпадением осадков, «умные» фары заглянут за угол при повороте колес, а неизменную курсовую устойчивость сохранит ESP. Внимания заслуживает самообучающаяся система I-See, которая единожды проехав по конкретному маршруту в будущем, при движении по тому же участку на круиз-контроле, оптимально подберет обороты двигателя и подключит ту передачу, на которой расход топлива будет минимальным.
Новый Volvo FH представлен во множестве модификаций преимущественно для магистральных перевозок: это 2- и 3-осные шасси и тягачи с неимоверным количеством вариаций по длине колесной базы и величине заднего свеса. Линейка двигателей представлена рядными 6-цилиндровыми двигателями и V-образными восьмерками в мощностном диапазоне от 400 до 750 л. с. в исполнениях Euro-5/6. Высокая экологичность вкупе с отличной тягой достигается благодаря системе турбокомпаунда (два турбокомпрессора, где второй передает крутящий момент на коленвал). На выбор предложены несколько вариантов автоматизированных трансмиссий или механическая КПП. Вариантов передней подвески также множество: от впервые серийно примененной на тяжелом грузовике (!) независимой пневматической двухрычажки Individual Front Suspension, до банальной рессорной балки.
Для удобства работы машин с пневмоподвеской при погрузочно-разгрузочных работах их снабжают системой дистанционного управления подвеской посредством беспроводного пульта.
Остается только добавить, что новый Volvo FH прошел порядка тысячи моделируемых компьютерных анализов и 20 реальных краш-тестов по правилам ЕЭК-ОНН, качеству защиты ROPS-FOPS и фирменному стандарту Volvo Safety и на сегодняшний день является одним из самых безопасных в мире грузовиков.
И какую же роль, во всем этом инновационно-техническом великолепии автомобиль оставляет человеку? Думается, что в Европе, с ее идеальными автобанами и образцовыми дорожными коммуникациями, «обитатель» нового Volvo FH будет на 80% контролером всех этих электронных систем, и лишь на 20% водителем. В России же – наоборот. Причем, большинство из этих систем в наших условиях окажутся бесполезными, а иногда и мешающими. Поэтому, российский рынок еще долго не увидит скандинавскую новинку, и будет продолжать ездить на отлично зарекомендовавших себя Volvo FH прежнего поколения.
У нас практически не остается сомнений, что судьба титула «Грузовик 2014 года» (Truck Of The Year) заранее предрешена: за неимением других полноценных новинок он заслуженно достанется семейству Volvo FH. Немаловажен и тот факт, что определение уважаемым жюри самого «Грузовика года» и награждение его производителя, в 2013 году впервые состоится на российской выставке «Коммерческий транспорт’2013», которая пройдет в сентябре в столичном Крокус Экспо. Это огромная честь для российских смотрин коммерческого транспорта, которые, к тому же, будут крупнейшим грузовым мероприятием в нынешнем году во всем мире!