Расширяя горизонты: выбираем фары рабочего света
Беда в том, что производители не всегда заботятся о правильном светораспределении и называют фарами рабочего света осветители с рассеянным лучом, который на практике не дает того качества освещения, который необходим потребителю.
В качестве примера мы решили рассмотреть несколько типов фар с заявленным «рабочим» светораспределением и провести анализ, что из них соответствует требованиям, а что – нет. Для начала однозначно определим набор требований, которым должны отвечать фары рабочего света. Если мы говорим о строительной технике или о передвижении по бездорожью, то очевидно, водитель должен комфортно видеть требуемую площадь. Поэтому вводные условия будут выглядеть так:
- Все водители знают, что днем ехать и ориентироваться комфортнее, чем ночью. От яркого пятна света на фоне общей темноты глаза сильно устают. Поэтому чем больше освещенная площадь и плавнее граница с темнотой, тем лучше.
- Яркий участок вблизи автомобиля ослепляет и снижает видимость вдали. Поэтому свет должен быть распределен по площади как минимум равномерно. Но в идеале участки, расположенные дальше от наблюдателя, должны быть освещены ярче, чем участки близкие, ведь свет имеет свойство терять свою силу с увеличением расстояния. За счет более яркой освещенности удаленных участков потери силы «далекого» света будут скомпенсированы, а водитель получит ощущение равномерной яркости на всей площади.
Вот, пожалуй, и все. Хотя еще можно добавить, что свет должен быть достаточно ярким и обеспечивать максимальную контрастность, чтобы на расстоянии различать даже мелкие (в разумных пределах) детали поверхности и/или стоящих конструкций.
Тестирование мы проводили среди фар с галогеновой лампой. Те, кто поверхностно сталкивался с фарами рабочего света, могут сказать, что есть еще и осветители со светодиодными источниками света. Но, во-первых, сравнивать фары с разными типами «ламп» некорректно, а, во-вторых и главных, светодиодные фары пока еще не дошли до того уровня, чтобы обеспечить соответствие второму пункту наших вводных условий.
Исследования проводились на поляне с наваленными срубленными кустами. Получившийся неровный рельеф с торчащими обрубками стволов имитировал одновременно бездорожье и начало работ на строительной площадке, а также позволил оценить различимость мелких деталей.
Замеры освещенности мы проводили в пяти точках, расположенных на двух перпендикулярных линиях. Одна из линий шла от фары, по направлению свечения, вторая – перпендикулярно ей на расстоянии 6,5 м от фары. Точка пересечения была центром, от которой по четырем лучам получившегося креста были отложены расстояния в 5 м.
Визуально размер освещаемой площади можно сравнить по фотографиям – метрических замеров мы не делали, поскольку вид от фотоаппарата (как бы из кабины) сильно отличается от того, как воспринимается освещение человеком, находящимся на освещенной территории.
Сами фары устанавливались поштучно на высоте 2,1 м, а фотоаппарат, соответствующий глазам водителя, – на расстоянии 1 м сзади фары на высоте 1,8 м. Естественно, во всех фарах во время съемок и тестирования были использованы одинаковые стандартные лампы одного производителя без всяких эффектов типа «+50% света» или чего-то подобного.
Фары рабочего света, несмотря на, казалось бы, однозначные вводные, тоже различаются по светораспределению. В настоящее время выпускаются следующие три основных типа:
• Формирующие световое пятно с началом практически под самой фарой («ближний» рабочий свет). Этот тип применяется на транспорте, у которого со стороны установки фар нет капота или иных горизонтальных плоскостей, которые могут давать засветку: погрузчики, экскаваторы и т. п. Также эти фары можно ставить на боковые или задние края крыши, переходящие в вертикальные стенки кузова.
• Формирующие световое пятно с началом, удаленным от фары («дальний» рабочий свет). Этот тип устанавливается на капотных транспортных средствах. Наличие неосвещаемой зоны около места установки фары позволяет избежать засветки капота, которая приводит к снижению видимости вдаль.
• Формирующее рассеянное пятно с большой площадью заливки («внедорожный» рабочий свет). Тут общая освещенность чуть ниже, чем у фар предыдущих типов, зато больше площадь. Этот вариант, как и предыдущий, подойдет для установки вперед на бескапотные машины или на крышу для освещения вбок и/или назад. Но основное его предназначение — возможность передвигаться в темное время суток, не испытывая дискомфорта от окружающей темноты и имея возможность видеть всё как около автомобиля, так и на приличном расстоянии от него. Такое светораспределение особенно ценится «джиперами» и любителями передвижения вне дорог общего пользования.
В тесте у нас приняли участие две модели от компании Wesem и одна – от компании Sirius. Фары Wesem являются универсальными, то есть благодаря рычажку-переключателю режимов могут работать и как «ближний», и как «дальний» рабочий свет. Фара от Sirius светит только в одном режиме.
Wesem LPR7.33900
Фара двухламповая, корпус размером 110х159х94 мм выполнен из ударопрочного пластика. Конструкция фары исключает попадание внутрь воды и пыли: оптический элемент прижимается к корпусу уплотнителем, место выхода проводов из корпуса изолировано герметичным резьбовым сальником, переключатель режимов работы тоже герметичен. Такая надежность имеет оборотную сторону: для замены лампы придется разбирать фару. При этом будьте осторожны: шурупы, крепящие рамку, легко потерять. Лампы фиксируются защелками, под клеммы ламповых проводов предусмотрены разъемы. Изменение светораспределения осуществляется движением лампочек вперед-назад.Слева - работа ближнего света, справа - лампы дальнего
В комплекте идет составной кронштейн, благодаря которому легко корректировать положение фары в горизонтальной плоскости: между частями кронштейна устанавливается пластиковая шайба. Пластик исключает возможность самостоятельного изменения положения фары, но при этом позволяет усилием руки направить свет в нужном направлении. Нижняя П-образная часть кронштейна подразумевает крепление к основе на 4 болта. В принципе можно обойтись и без нижней части, закрепив фару с помощью центрального болта верхней половины кронштейна.
На корпусе фары есть ручка, облегчающая быструю настройку положения фары. Wesem также выпускает аналогичную модель без ручки. Она чуть дешевле, но настраивать ее сложнее.
Питающие провода заканчиваются плоскими клеммами, в комплекте идет разъем под них и ответная часть. Жаль, что не положили колпачки-изоляторы для разъема: был бы полный комплект.
Освещенная фарой рабочего света Wesem LPR7.33900 площадь характеризуется большой длиной при средней ширине, а также хорошей видимостью на всей освещенной площади.
Wesem LOR4.39000
Одноламповая фара в овальном корпусе из ударопрочного пластика размером 133х103х100 мм. В отличие от Wesem LPR7.33900 здесь стоит гладкий рассеиватель с небольшим количеством вертикальных полос в центральной части. За светораспределение отвечает отражатель. Герметичность фары обеспечивается наличием уплотнителя между оптическим элементом и корпусом, заливкой компаундом места входа проводов в корпус, наличием прокладки в месте прилегания переключателя режимов к корпусу. В этой модели для отведения конденсата предусмотрена вентиляция: отверстие в корпусе, прикрытое мембраной, выпускающей влагу наружу, но не допускающее ее внутрь.
Как и в двухламповой модели, для замены лампы придется разбирать всю фару. Но и тут есть различия: шурупы вкручиваются не только в корпус, но и в рамку, что практически исключает риск их потери. Если приходится менять лампы на морозе в полной темноте, такая мелочь становится очень важной.
Ориентировка оптического элемента ясна интуитивно: регулировочный эксцентрик должен соответствовать местонахождению рычажка.
Конструкция кронштейна тут полностью идентична вышеописанному решению, так что повторяться нет смысла.
Питание к фаре подается через встроенную в корпус ответную часть двухконтактного разъема АМР. В комплекте идут сам разъем АМР и резиновый колпачок для этого разъема, защищающий соединение от воды и пыли.
Освещенная фарой рабочего света Wesem LOR4.39000 площадь характеризуется большой длиной и не очень большой шириной, а также хорошей видимостью на всей освещенной площади.
Sirius NS-1108F-12
Прямоугольная одноламповая фара из ударопрочного пластика. Размеры корпуса 105х123х97 мм. За формирование светового пучка отвечает рифленый рассеиватель.
Фара, по задумке, должна быть полностью герметична: оптический элемент устанавливается в корпус через уплотнитель, исключающий попадание внутрь пыли и воды, все соединения ламповых проводов и массы выполнены внутри корпуса, место выхода проводов из корпуса закрыто резиновой заглушкой, в снятом состоянии позволяющей поменять лампу без раскручивания фары. Задумка отличная, должна экономить время и облегчать замену лампы. На деле же резиновая заглушка фиксируется в корпусе очень непрочно и слетает при малейшем поводе. Так что герметичной фару можно назвать с очень большой натяжкой.
Оптический элемент фиксируется внешней рамкой. При его замене риск потерять шурупы минимален – они надежно удерживаются в рамке.
Способ крепления оптического элемента позволяет устанавливать его как низом, так и верхом к кронштейну. На рассеивателе есть надпись ТОР, которая позволяет определить верх.
Кронштейн обеспечивает регулировки в двух плоскостях, но для изменения положения фары придется каждый раз откручивать крепежные болты.
Питающие провода, выходящие из корпуса, «голые», коннектор предлагается выбрать владельцу.
Освещенная фарой Sirius NS-1108 площадь характеризуется небольшой длиной и малой шириной, что не соответствует требованиям для фар рабочего света – это явный прожектор.
Результаты тестирования:
Модель |
Режим |
Освещенность в люксах |
||||
дальняя точка |
ближняя точка |
центр |
левая точка |
правая точка |
||
Wesem LPR7.33900 |
ближний |
25,2 |
143,4 |
78,9 |
12,2 |
11,4 |
дальний |
67,8 |
106,4 |
128,6 |
8,6 |
8,1 |
|
Wesem LOR4.39000 |
ближний |
16,0 |
39,6 |
36,1 |
7,6 |
7,0 |
дальний |
26,1 |
29,3 |
56,1 |
4,7 |
4,2 |
|
Sirius NS-1108F-12 |
|
13,4 |
212,8 |
50,4 |
3,8 |
3,96 |
Светораспределение фары Sirius, как видно из таблицы, резко отличается от аналогичного показателя моделей Wesem. Основная масса света у этого светильника сконцентрировалась в ближней точке, где она в четыре раза превышает освещенность по центру, а это явный пересвет, уменьшающий видимость. Попытка перевести максимум освещенности дальше приводил к появлению неосвещенного пятна вблизи места установки. К тому же, небольшая дальность и ширина светового пятна вселяет уверенность, что разработчики просто сконцентрировали световой пучок в центр, допустив небольшое рассеяние его по краям. В результате получился однозначный прожектор с размытым периметром. К рабочему свету данная фара явно не относится, хотя заявлена именно так.
Что касается фар Wesem, то они обеспечивают более правильное светораспределение. Как видно из таблицы, переключатели режимов у фар Wesem работают, перемещая максимум освещенности вперед-назад относительно источника света. Если проанализировать все данные в таблице целиком, то напрашивается следующее заключение. Наиболее корректно ведет себя одноламповая фара Wesem LOR4.39000: у нее в ближнем режиме практически отсутствует пересвет около места установки, что при общей небольшой яркости все равно дает хорошую видимость и вдаль, и вбок, а в дальнем режиме световое пятно перемещается вперед, исключая засветку капота и обеспечивая приемлемую дальность. Чуть менее правильно ведет себя Wesem LPR7.33900. У нее наблюдается небольшой пересвет в ближней зоне при работе в обоих режимах, но в целом, как видно на фотографиях, качество освещения приемлемое. Что же касается ширины освещенной площади, то у обеих фар она составляет примерно 10 – 12 метров в ближнем режиме и порядка 6 м – в дальнем.
Еще один вывод, который можно сделать: двухламповая фара Wesem освещает поверхность более чем в два раза ярче по сравнению с одноламповой. Одна двухламповая фара Wesem выгоднее, она ярче светит, чем две одноламповых, хотя, повторимся, у одноламповой светораспределение более правильное.
Андрей Карасев, фото автора
http://comtrans.biz/articles/reviews/rasshiryaya-gorizonty-vybiraem-fary-rabochego-sveta-51103/